ГЛАВА 10
- Что случилось с Лидой? – беспокоились между собой ребята. – Она просто сидит и думает.
Но на самом деле она почти ни о чем не думала на протяжении недели. Женя заботилась о ней и о брате... А Лида просто сидела одна в комнате. Иногда она гуляла возле озера. Даже с Димкой и то редко разговаривала – обычно в постели, ночью. Но большую часть времени Лида ничего не делала.
Её мысли смешались в беспорядке.
- Я такая дура, - говорила она часто сама про себя, начиная именно с этой фразы. – Я хотела изменить мир, а теперь мир изменил меня. Я думала, что могу всё... но посмотрите на меня сейчас. Я заключила такую большую сделку с собой о том, что я должна сделать, а теперь... я всего лишь маленькая бездомная сиротка.
Женя хорошо к ней относилась. Она была внимательна и терпелива. И это то, в чём Лида нуждалась больше всего.
Другие дети не могли понять её реакцию на пожар. Она сталкивалась лицом к лицу с гораздо большими проблемами и не терялась. Почему же теперь?..
Постепенно Лида стала приходить к ответу. Она хотела верить в то, что может всё. Перед пожаром всё для неё казалось очень простым. «Почему нет?» - Это был любимый ответ любому, кто сомневался в её безумных планах. Когда возникали проблемы, она просто знала, что нужно делать и была уверена в себе. Но теперь она сомневалась в своих способностях понимать всё на свете. Больше всего она сомневалась в своих планах и в способности мыслить трезво... Она сомневалась в себе и потеряла уверенность в себе.
Всё чаще и всё больше Лиду начинали интересовать Женькины ребятишки. Они были интересны. Лида изучала их внимательно. Они любили Женю и её доброту. И она действительно была добра к ним.
Но всё же что-то было здесь не так... Эти малыши не играли так, как это делали в прошлом. Их что-то постоянно тревожило. Они часами бесцельно бродили по дому и вокруг. Они скулили и хныкали, чтобы обратить на себя внимание или выпросить угощение. Хотели чувствовать себя полезными. Лида ощущала это по их улыбкам, когда малышам приходила новая идея:
- Женя, давай сделаем сад. Мы посадим цветы. Цветы делают всех счастливыми.
А Женя отвечала:
- Да, мы посадим их весной, когда будет тепло.
Однажды маленький мальчик изобрел совершенно безобидное оружие из маленьких деревяшек, которые сбил гвоздями вместе, и показал его Жене, а она сказала:
- Молодец. Хорошая идея. Покажи, как это работает.
И она терпеливо смотрела, пока он демонстрировал.
Но казалось Лиде, что здешние ребятишки слишком часто устраивают между собой всякие ссоры и перебранки. Здесь очень мало игрушек и они постоянно дерутся между собой за любимые игрушки. Даже Женя, бывало, выходила из себя, когда они не слушали её слов о том, что нужно делиться.
«Делиться? Может быть, в этом часть моей проблемы?» - подумала Лида однажды утром. Эта идея моментально пробудила её от спячки. Здесь было достаточно игрушек для каждого ребенка, каждый мог иметь по две-три игрушки, но они постоянно ругались и требовали «любимую» игрушку. Чем больше Женя уговаривала их делиться, тем больше они требовали каждый для себя какую-то конкретную игрушку. «Нужно, чтобы каждый из малышей имел по крайней мере одну игрушку, которую мог бы называть своей личной», - подумала Лида, а затем собрала всех ребятишек вместе и попыталась назначить каждому его любимую игрушку. Но идея не работала. Каждый продолжал требовать свои старые и побитые, но любимые игрушки.
Женя вернулась со двора:
- Что здесь происходит?
Ей не понравилась идея, что Лида хочет изменить её здешние правила. Делиться – вот, что важно. Женя была уверена. Она знала, что это так!
Лида почувствовала раздражение Женьки. Она хотела навести мосты между ребятишками, примирить их между собой, но не была уверена, как это сделать.
Она повернулась к детям:
- Ладно, назначать игрушки – плохо. Это не работает. Но я думаю, у меня есть идея получше. Слушайте внимательно...
Они слушали, потому что были рады видеть Лиду снова в действии.
- Я думаю, каждому из вас нужна новая игрушка. Игрушка, которая будет лично твоя, и, которую ты будешь беречь. – Они, конечно, согласились. – Но поскольку здесь больше нет игрушек, вам всем нужно будет потрудиться, чтобы заработать себе новую игрушку, если вы хотите её. Вот как. – И они все захотели заработать себе новые игрушки.
Женя попыталась, было, вмешаться в её план, но остановилась. Она была счастлива увидеть в глазах Лиды что-то другое, кроме постоянной грусти.
Лида продолжила:
- Вы знаете, как важно для нас иметь машины, которые можно водить. Они доставляют нам еду и много других вещей из Секретного Места. Но скоро у нас не будет бензина для машин. Нам нужен ещё бензин и вы, ребята, можете нам помочь.
Дети выглядели озадачено.
- Вы никогда не видели, как папа заправляет машину из канистры с бензином? Она может быть белого или красного цвета. Может быть, парочка таких канистр до сих пор стоит где-нибудь в гараже или во дворе вашего дома?.. Итак, вот суть сделки. – Лида почувствовала былой энтузиазм. - Я дам красивую новую игрушку каждому из вас, если вы сможете найти канистру с бензином и принести её сюда.
Большинство из них вспомнили такие канистры в своих старых домах, а некоторые сразу же побежали надевать свои теплые курточки и пальто.
- Подождите минутку. Ещё одно. Нам также скоро понадобится больше машин. Если вы сможете принести ключи от машин ваших родителей, то получите совершенно особую добавочную награду. Целую коробку леденцов для каждого отличившегося. Вы помните, как выглядят ключи от ваших автомобилей? Вы можете найти их в маминой сумочке или на папином рабочем столе... А теперь, разделитесь на группы по двое и будьте осторожны. Если не найдете канистру с бензином в своем гараже, посмотрите в соседнем. Ярик, бери с собой Таню... Боря и Лёня, идите вместе... Нина, ты поможешь Оле?
Дети получили каждый реальную задачу и теперь спешили вовсю, чтобы выполнить её.
- Где мои ботинки, Женя?..
- Кто взял мой сиреневый шарф?..
- Я нашла только одну варежку, а где вторая?
Женя помогала им и с материнской заботой напоминала, что нужно быть осторожными и не задерживаться.
Когда они ушли, Женя повернулась к Лиде:
- Кажется, они довольны твоей новой идеей, но я не уверена, что мы не должны учить их делиться. Делиться очень важно, ты знаешь.
- Я наблюдала за твоими ребятишками целыми днями, Женя. Просто наблюдала и думала о них. Они слишком много заняты дележом, но это не работает. У них нет ничего своего. А это значит, что нет настоящих обязанностей. Нет реального способа помочь. Это замечательно – делиться вещами, когда ты этого хочешь, но, я думаю, это плохо - заставлять людей делиться или быть хорошими. Это вещи, которые человек должен сам решать для себя. Иначе, это не хорошо. Понимаешь, что я имею в виду?
Женя не согласилась, но уклонилась от спора.
- Ты одна на себя взвалила всю работу, Женя, а они почти совсем не помогают. Они слоняются без дела вокруг да около, хнычут и выклянчивают разные вещи, дерутся между собой за игрушки. Ты действительно терпелива и добра для них, но я думаю, им нужно чем-то заниматься, что-то делать для себя.
Теперь и Женя не выдержала, чтобы не поспорить:
- Но, Лида, они же боятся. Они действительно напуганы. Ты никогда не слышала их ночью, когда им снятся плохие сны и всё такое...
- Да, я слышала их, - сказала Лида. – Я сказала, что следила за твоими детьми. Всю ночь ты только и бегаешь от одного ребенка к другому, чтобы убаюкать спать. Но когда ты сама спишь? Ты выглядишь ужасно уставшей, Женя.
- Что же мне делать? – Женя действительно хотела это знать.
- Я уже сказала тебе, что думаю. Дети напуганы, потому что у них ничего нет. Абсолютно ничего. Судьба поступила с ними жестоко, когда они осиротели, но будет ещё хуже, когда они будут без своих собственных... э-э-э... личностей. – Лида не смогла подобрать более подходящего слова и Женя не поняла её.
- Лида, у них прекрасные личности и все такие разные. Что ты имеешь в виду?
- Ну, я не могу вспомнить точно подходящего слова, но я имею в виду, что... а-а-а... ну, я не думаю, что они будут когда-нибудь счастливы, если ты будешь постоянно делать всё за них. Им нужно работать и тогда они будут собой гордиться. Им нужно, чтобы каждый из них мог спокойно сказать самому себе: «Я тяжело трудился и сделал хорошую работу. И за это я заработал мою игрушку»... Неужели, ты не понимаешь, Женя? Это же намного облегчит твою работу.
- Может быть, ты и права, Лида, но я всё же думаю, что они слишком малы и слишком напуганы для этого.
Лида хотела сказать ей что-то на тему, как она сама утратила свой собственный страх, когда была слишком занята решением проблем. Ей казалось, что страх – это то, что ты сам чувствуешь, когда ждешь, что что-то плохое непременно должно случиться, а радость – это то, что ты чувствуешь, когда нашел способ сделать, чтобы случилось нечто хорошее.
Она хотела сказать об этом, но как она теперь может такое сказать? Она стала жертвой своего собственного страха после пожара, став ещё одним напуганным ребенком, о котором позаботилась та же Женя.
- Кстати, - спросила Женя, - а где ты собираешься взять столько обещанных игрушек?
- Это просто, - ответила Лида. – Ночью, когда Коля поедет за запасами, он возьмет несколько игрушек. Это будут самые настоящие, новые игрушки. В Секретном Месте сотни таких игрушек. Я просто подумала, что мы совсем забыли об играх. Это не кажется тебе странным, Женя, думать о том, чтобы играть в игрушки?
Вместо этого Женя спросила:
- Все-таки что это за Секретное Место, Лида? Оно звучит так загадочно. Где оно?
Лида хотела рассказать ей, но сдержалась:
- Ты знаешь, я не могу рассказать тебе, Женя, или кому-нибудь ещё. Это слишком важно. Мы не должны рисковать. Мы не должны ничем обнаружить это место для бандитов. Если мы все будем знать о нем, им останется только захватить любого из нас и выведать всю информацию под пытками. Чем меньше людей, которые об этом знают, тем безопаснее для нас.
- А ты расскажешь им, если будут пытать тебя, Лида? – Женя надеялась, что она скажет «нет».
- Я не знаю, Женя. Я очень надеюсь, что до этого не дойдет.
Теперь Лида почувствовала себя намного лучше. Работа вдохнула в неё новую жизнь. Зная, что дети будут отсутствовать в течение получаса или около того, она попросила Женю созвать небольшое собрание лидеров ополчения:
- Скажи, чтобы все собирались здесь прямо сейчас.
Сашка, Сергей, Коля, Дима и Женя предстали перед Лидой в главной комнате «Детского Приюта». Они с удивлением наблюдали, как Лида возвращается в старую себя. Она оттарабанила длинный список новых планов ополчения:
- Наш план обороны похож на один большой анекдот! - сказала Лида. – Мы должны натренировать наших собак, чтобы они делали большее, а не просто лаяли на врага. Мы должны собрать всех наших детей вместе. Они же боятся выстрелить или причинить боль. Где было наше бесстрашное ополчение, когда поджигали мой дом? Смотрело на поджигателей из-за кустов и деревьев? А что, если бы внутри был Димка? Давайте сделаем больше коктейлей Молотова и используем их в следующий раз.
Оглохли что ли? Сидят тихо как мышки, слушая разбор полетов от Лиды. «Стоп, надо притормозить», - оборвала она свой гнев.
И только для того, чтобы поменять тему, Лида начала говорить о своих старых планах, о самолетах, школах и больницах, о машинах скорой помощи и других совершенно фантастических вещах. Она сама уже себе не верила. Будто в каком-то трансе, она повторяла свои старые планы – просто механически, без энтузиазма.
Сашка не выдержал:
- Лида, ты сумасшедшая! Забудь про эту муру! Давай лучше поговорим об ополчении.
Его слова больно ужалили её. И хотя она хотела бы угомониться, тоже не выдержала. То, как он к ней обратился, разгневало Лиду:
- Что ты сказал, Сашка? Сумасшедшая? Я сумасшедшая? Сам ты сумасшедший! Заткнись! – Она резко встала. – Давайте, большие капитаны, делайте ваши собственные планы! – Лида остановила себя... и затем многозначительно, мягким голосом добавила. – Вы можете это. Я знаю, вы можете... Пойду пройдусь, - сказала она у двери и вышла.
Она пошла на скамейку возле Кривого озера, чтобы уединиться и спокойно подумать: «Сумасшедшая? Может, я действительно сошла с ума... или я просто заболела? Я чувствую себя такой уставшей, будто заболела какой-то сонной болезнью... Но я должна взять себя в руки. Я должна мыслить трезво. Сашка был прав в своих словах. Забудь о больших мечтах, хотя бы на время, и решай сегодняшние проблемы». В уме что-то просветлело. Она перечислила реальные проблемы и теперь, наконец, поняла, что Банда Девятки – это не самое большее, чего они должны бояться. Что толку построить армию из двадцати детей и добавить им оружия? Это не спасет, когда Банда Девятки позднее объединит силы с другими бандами. Их слабое оружие не остановит армию из ста человек. Она четко представила, как один за другим сгорят дотла все дома на улице Героев. Их возьмут в плен и под пытками заставят выдать сокровища в обмен на их жизни. Им не останется другого выбора, кроме как присоединиться к армии бандитов.
Да, стало очевидно, что улицу Героев они никак не смогут защитить. Им нужен... им нужен замок - крепость с высокими стенами и рвом с водой, как в старину. «Это было бы здорово», - подумала Лида.
Её страх растворялся. Теперь она мыслила трезво и её уверенность возвращалась к ней. «Я что-нибудь придумаю. Придумаю обязательно!»
Она прошла к озеру, обогнула домик на лодочной пристани. «Я что-нибудь придумаю», - повторяла она снова и снова, будто слова сами по себе могли дать идею.
«Замок с высокими стенами», - подумала Лида... и посмотрела наверх. Вот же он – прямо перед её глазами! Сотню раз она смотрела в этом направлении, но не видела его. Но теперь все встало на места.
Здание 2-й средней школы гордо стояло на возвышенности возле озера. Высокие толстые стены из кирпича! Пустынный луг и озеро по одну сторону. Крутой обрыв, ведущий вниз к бульвару Конева, с другой стороны.
Вот она – крепость! Всё верно. Двадцать детей смогут защитить её против сотни солдат, а может и против двух сотен. В школе есть большие помещения, где можно жить. Там есть классы, в которых старшие дети могут обучать младших выживанию. Там же есть медпункт. В школе есть столовая и кухня, актовый зал для собраний, пишущие машинки, мастерские, рабочие инструменты, гараж для машин и кто знает, сколько всего ещё. Но самое лучшее – там есть библиотека, в которой полно всяких книг.
- Всё есть, кроме рва с водой, - она засмеялась. – Есть! Есть! – закричала Лида и, заливаясь радостным смехом, побежала вокруг крепости, а потом – домой, чтобы рассказать остальным.
В доме Жени было шумно и беспокойно. Маленькие работнички приносили канистры с бензином на хранение в гараж:
- Вот, Лида, я нашел две канистры. Где моя игрушка?..
- Вот ещё бензин, Лида, и я нашел ключи. У моего папы было две машины.
Лида улыбалась:
- Отличная работа! Ставьте канистры в гараж... Есть еще ключи? Несите их мне.
Оля плакала:
- Лида, я не нашла никакого бензина, но вот я нашла ключи. Мой папочка никогда не приезжал на машине домой с тех пор, как заболел. Он был водителем на грузовике. А грузовые машины годятся? Грузовая машина большая и может везти очень много вещей. Но я не нашла никакого бензина. – И она опять заплакала.
Но Лида не обратила внимания на её слезы в данный момент:
- Грузовики? Грузовые машины, Оля? Где?
- О, мой папа работал в гараже на улице Жукова. Там очень большой гараж. Папа делал дороги. Там есть ещё самосвалы и бульдозеры. И ещё много всего. Тебе не нравятся бульдозеры, Лида?
Малютка никак не могла понять серьезного выражения на лице Лиды и опять принялась хныкать:
- Я получу конфетку, Лида, да?
- Да, конечно... конечно... конечно ты получишь, Оля. Но грузовики, вау! Вот это мысль! Можем ли мы использовать грузовики? Спасибо, Олечка. Ты умничка. Спасибо тебе огромное. Ты мне покажешь потом, как туда добраться в этот гараж?
- Угу, - закивала Оля.
Маша пристально за ними наблюдала, пока они говорили. Она никогда не видела до этого, чтобы Оля много плакала. Она всегда была такой жизнерадостной девчушкой. Маша подошла к ней и сказала:
- У меня уже есть одна канистра. Но, кажется, я знаю, где взять ещё одну. Пойдем, я тебе покажу.
Они убежали вместе со счастливым видом. «Вот, что такое делиться по-настоящему», - подумала Лида.
Когда она вошла в дом, то услышала громкий спор в главной комнате. Собрание ополчения не закончилось, а напротив – было в самом разгаре. Это было очевидно.
- Это никогда не получится, - говорил Коля Сашке.
- Эй, Лида, - сказал Сергей. – Угадай, кто теперь толкает безумные идеи? Ты должна послушать Сашкин план. Расскажи ей, Сашка.
Лида упала в большое кресло:
- Я же говорила вам, что он сумасшедший, - рассмеялась она.
Но Сашка – не трус. Он рассказал им, как они могут натренировать собак драться и убивать, если нужно. Он читал раньше повесть-страшилку об одном мужике, который тренировал собак-киллеров. А у отца была книжка по тренировке служебных собак. Лида тут же подумала о том, что их крепость можно окружить злыми собаками. «Это будет даже лучше, чем ров с водой», - подумала она про себя.
Сашка заметил, что она улыбается, и подумал, что она смеется над его планом.
- Я еще не закончил, Лида, - сказал он холодным тоном. Он стал рассказывать им, что немецкие овчарки являются лучшими собаками для их цели. Они умные и легко обучаются. По улицам бродило много брошенных собак, и он был уверен, что сможет найти десятки таких собак для тренировки.
- Кроме того, я много знаю о собаках. Мой папа научил меня.
Оказалось, что Сашка в тайне обучал Джека, своего английского сеттера. Он предложил Лиде продемонстрировать, что умеет его собака.
- Это не нужно, Саша, - сказала Лида. – Я думаю, это классная идея. Лучше использовать для драки собак, чем детей. И ещё одно... – Она решила шокировать их. – Собаки могут пригодиться в крепости.
- В крепости? – Все удивленно выдохнули это слово.
- Вы посчитали мои другие идеи безумными, правда? А теперь послушайте ещё одну!
Они слушали всё более и более внимательно, пока она излагала им детали плана. Никаких улыбок, никаких шуток, только задумчивое кивание. Они могли согласиться, что улицу Героев тяжело защищать. Дома слишком отделены друг от друга, и они усвоили урок из пожара. Они понимали, что следующим может стать дом любого из них.
Она думала, что они будут спорить с ней и говорить, что никогда не покинут свои дома. Однако новая идея показалась им захватывающей.
- Когда мы начнем? – спросила Женя.
- Сегодня вечером, конечно! – ответила Лида. – Нельзя тратить попусту время. Нам предстоит потратить много ночей в абсолютной тайне, пока мы окончательно подготовим наше новое место. Затем, думаю, где-то через пять-шесть дней, мы сможем переехать туда. Олин папа работал в гараже, где есть грузовые машины. Мы научимся водить один из таких грузовиков, а затем, однажды ночью, погрузим все наши вещи в грузовик и перевезем в Цитадель... Давайте так назовём нашу крепость. Я успела подсмотреть это слово в Женином словаре, и мне оно понравилось.
- Цитадель! Мощно звучит, - согласился Сашка.
Они прорабатывали детали плана будущей Цитадели до самой темноты. Никто, кроме шести находящихся в комнате ребят, не должен знать ничего о том, что они готовят. Никто! Пока они будут готовиться, Сергей может научиться водить грузовик. Лида и Женя могут заняться внутренней планировкой будущего города, а Коля и Дима будут продолжать возить и прятать запасы. Вся работа должна проходить ночью, а Сашка может выполнять работу временного капитана по обороне. Все они надеялись, что Девятка не объединится с какой-нибудь другой бандой, по крайней мере, какое-то время. Каким-то образом они должны избегать стычек с врагом. Теперь они снова команда и у них есть реальный план.
Той ночью в доме Жени никто не плакал.
- Неужели это возможно, - озадачилась Женя, - что зарабатывание своих собственных игрушек стало этому причиной? – Этой ночью Женя впервые нормально отдохнула.
Но Дима и Лида никак не могли заснуть. В их головах проносилось так много захватывающих мыслей.
Лида хотела, чтобы её брат понял, почему она так счастлива. Но как она могла объяснить ему, чтобы он понял?
Придумать и рассказать ему сказку – лучший способ. Мысли уносили её в далекую старинную страну сказочных замков и крепостей. Сюжет сказки пришел к ней легко.
Давным-давно в одном очень маленьком королевстве за девятью морями жили рыцари в сверкающих доспехах. У них было много разных приключений. И все они были счастливы. Они занимались делами, которые им нравились.
В огромном замке на высокой скале над морем жил король и его молодой сын – принц.
Королевство было очень богатое, потому что тот король был самым мудрым королем в мире... ну, по крайней мере, в том мире, где они жили. Он знал, как быть счастливым. И он знал, как делать людей счастливыми. Он был справедливым и добрым королем. И самое главное – он разрешил своим подданным быть свободными.
Теперь ты знаешь из других сказок, что короли обычно зарабатывают деньги тем, что собирают налоги с жителей своего королевства. Но только не этот король – и, возможно, в этом заключалась отчасти его мудрость. Другие короли требовали, чтобы им приносили коров, подарки и драгоценные камни - просто потому что хотели их. А взамен ничего людям не давали. На самом деле они просто не думали, что обычные крестьяне ничуть не хуже людей королевской крови.
Но наш король был на самом деле кем-то вроде умного бизнесмена. Он думал о своих подданных так же, как тот бизнесмен думает о своих клиентах. И так как он был мудрее всех... он знал больше десяти из них вместе взятых... короче, он пришел к тому, что стал продавать людям свою мудрость. Когда они были несчастливы, или когда у них возникали какие-то проблемы, они приходили к нему за советом. Если он мог разрешить их проблему - а у него почти всегда это получалось – тогда люди платили ему за это. Он брал плату в зависимости от размера проблемы. За совет по сельскому хозяйству, например, он мог взять одну козу или поросенка. Но советы о том, как быть счастливыми, были его специальностью. А поскольку счастье – самая важная штука в целом мире, он брал намного большую плату за такой совет. Обычно, люди платили ему за это своими лучшими драгоценностями или годом службы в качестве солдата, чтобы защищать его страну от других королей – тех, которые думали, что легче всего обогащаться войной и грабежами.
Другие короли не могли его понять. Почему он так богат? Казалось полным безумием – дать подчиненным свободу и содержать армию, в которой они не обязаны служить.
Но те короли никогда не видели длинную очередь людей, шедших к нашему королю, чтобы купить его совет. Он становился всё мудрее и богаче с каждым днем. И чем счастливее и свободнее становились его люди, тем больше они работали. Чем больше они работали, тем богаче становились. Чем богаче они становились, тем больше времени сталкивались с проблемами, которые нужно было решать. И в этом был его секрет! Пока он становился мудрее, его подчиненные становились богаче, и он мог позволить повышать свои цены.
Все становились всё счастливее и счастливее, а королю грех было жаловаться, потому что он (и его подданные тоже) становились всё богаче и богаче.
Но существовала большая тайна во всех его советах. Люди клялись своим собственным счастьем, что никогда не будут повторять вслух этот совет. НИКОГДА!
И счастье было повсюду. Возможно, поэтому королевство прозвали страной «настоящей радости»! Все люди на этой земле чувствовали настоящую радость от того, что делали.
Слишком хорошая сказка, правда? Но это не совсем так. Даже у короля были проблемы. Мудрость не может решить их все сразу, понимаешь?
Каждый житель королевства становился счастливее с каждый днем. И только один человек оставался очень грустным. Печаль не сходила с его лица. И с каждым днем он становился всё печальней. И это чрезвычайно беспокоило короля.
И неудивительно, что он был озабочен, потому что этот грустный, печальный человек, который становился всё грустнее день ото дня, был не кто иной, как его собственный сын!
Королевской мудрости было недостаточно, чтобы справиться с его собственной проблемой. Он испробовал всё, что можно, чтобы мальчик был счастлив. Он дарил ему коней, приглашал веселых ребятишек, которые с ним играли, давал разные игрушки. Всё было у этого мальчика, обходительные слуги ухаживали за ним, и ему совсем ничего не надо было делать – абсолютно никакой работы. Мальчик имел всё, чтобы быть счастливым. Но не был.
И король был достаточно мудр, чтобы понять, что несчастный принц никогда не сможет управлять его землей, потому что не познал ни мудрости, ни счастья.
Чем больше он принцу давал, тем грустнее принц становился.
Через некоторое время король и сам загрустил.
- Значит, я не так умен, если даже собственного сына не могу сделать счастливым, - сказал он себе.
Король состарился и, предчувствуя свой скорый конец, решил обратиться за помощью. Он объявил большую награду и разослал во все концы своего королевства извещение:
«Кто сможет рассказать мне, как сделать моего сына счастливым, унаследует всё моё королевство после моей смерти».
И подпись: Король «Настоящей Радости».
Но, можешь себе представить, никто не смог дать королю совет, которого он так желал, хотя сотни людей пытались.
А потом случилась трагедия. Посреди ночи, самой грустной ночи за всё время, маленький принц исчез. Он пропал, не оставив и следа.
Дела пошли намного хуже. Король начал терять уверенность в своей мудрости и весь его бизнес пошел всё хуже и хуже.
И, наконец, в один из весенних дней на втором году после исчезновения принца, бизнес шёл так плохо, что за советом к королю пришел лишь один человек. Король четко это увидел – он терпит крах! Очень скоро – он содрогнулся от одной этой мысли – ему придется начать собирать налоги со своих подданных.
«Я смогу продержаться месяц, ну может чуть больше», - подумал он. – «Особенно если перееду в жилище поменьше. Содержание замка стоит много денег. Может быть, мой следующий посетитель придет с большой проблемой, тогда я много заработаю».
И вот объявили посетителя:
- Ваше Высочество, этот молодой человек просит совета, как стать счастливым.
«Отлично», - подумал король. – «Наконец-то ценный клиент».
- Подойди ко мне, юноша, - сказал король, с трудом скрывая свое волнение. – Что у тебя за проблема?
Молодой человек казался ужасно грустным. По его дорогой одежде король спрогнозировал очень высокую цену за свой совет. «Но что, если я не смогу помочь ему?» - подумал он. Даже король потерял веру в себя в последнее время.
- Дим, ты уже догадался, чем закончится сказка, а? Эти сказки все очень похожи друг на друга, правда?.. Не догадался? Ну, ладно, тогда я расскажу до конца.
И тогда молодой человек сказал:
- О, Великий Король, твоя мудрость позволила моему отцу преуспевать во всём. Он заработал богатства, которые никогда бы не заработал ни в одном другом королевстве. Но сможет ли твоя мудрость помочь мне? У меня есть всё, но я несчастен. Я пытаюсь быть счастливым. Я громко смеюсь самому себе. Я улыбаюсь себе в зеркале. Я покупаю новые одежды, коней и драгоценные камни каждый день, но я все равно несчастен. – И он разрыдался прямо перед великим королем.
Король усмехнулся про себя: «Это будут лёгкие деньги. Я просто дам ему один мой обычный совет по счастью».
- Я помогу тебе, - сказал король. – Но сначала поклянись своим собственным счастьем и я покажу тебе как... клянешься ли ты, что никогда не повторишь слова, которые я скажу тебе сейчас?
- Да, Великий Король. Я клянусь!
Король продолжил:
- И ты готов заплатить высокую цену за такой совет?
- Да, Великий Король. Я отдам свой золотой браслет, который стоит четыреста голов скота.
И тогда король достал из своей королевской мантии маленькую карточку, на которой красивым почерком был написан совет по счастью.(Видишь, король никогда не говорил советов вслух из опасения, что какой-нибудь шпион может подслушать. И, в конце концов, это была его коммерческая тайна!).
Слова на карточке заставили молодого человека улыбнуться первый раз за всю его долгую печальную жизнь. Вот эти слова:
Владение вещами – это что-то, но не всё.
ЗАРАБАТЫВАНИЕ ценностей – это больше чем что-то, это всё!
- Запомни эти слова, юноша. Узнай и пойми смысл этих слов. Счастье достаточно просто, ты знаешь. Не существует ничего в реальности этого мира, с чем ты не можешь столкнуться. Не бойся! Страх – это самая противная вещь, потому что он один равен несчастью.
Король завершил свои слова и попросил у молодого человека его браслет.
- Могу я сначала задать тебе вопрос, Великий Король?
- Да, задавай! – сказал король с легким раздражением.
- Почему, Великий Король, я должен платить за твой совет, если твой собственный сын не стал счастливым с его помощью? Что же тогда ценного в твоем совете? Почему я должен отдавать тебе мое самое ценное сокровище – мой золотой браслет?
Великий король долго молчал. У него на всё был готов мудрый ответ, но теперь ему нечего было сказать.
- Тогда, позволь мне сказать тебе кое-что, Великий Король. Позволь мне дать тебе один совет в обмен на твой. Я думаю, ты нуждаешься в нём. Потому что ты сам несчастен. Я вижу это по твоему лицу.
Молодой человек запустил руку в свою мантию и достал оттуда свою собственную карточку, а затем подошел и дал её королю. Король побледнел, когда увидел текст. На карточке было написано следующее:
Позволь твоему сыну практиковать то, чему учишь ты!
Позволь твоему сыну узнать правду, которую я уже знаю:
«Владение вещами – это что-то, но не всё.
ЗАРАБАТЫВАНИЕ ценностей – это больше чем что-то, это всё!»
Позволь твоему принцу ЗАРАБАТЫВАТЬ ценности для его собственной жизни!
И тогда король сказал:
- Возможно, ты прав, юноша. Я давал ему слишком много. Также как твой отец делал для тебя. И если бы только я мог найти моего сына, я бы попытался использовать твой совет. Моя мудрость говорит мне, что ты прав. Я слишком много ему давал - это моя великая ошибка... Найди моего сына и приведи его ко мне! Если твой совет поможет ему найти счастье, ты унаследуешь моё королевство и всё, что я имею.
- Ваше Высочество, я уже нашёл его. Он знает мой совет, и теперь он по-настоящему счастлив, - сказал молодой человек.
Король был поражен этими словами. И он понял их правоту тотчас же, как увидел золотой браслет – тот, который он дал сам своему сыну и принцу.
Молодой человек снял с лица маску и сказал:
- Да, отец. Это я – твой сын и законный принц твоего королевства. Я заработал счастье и право унаследовать всё, что у нас есть.
Думаю, не стоит рассказывать, что жили они долго и счастливо...
Лида закончила сказку. Дима пытался осмыслить её до конца, но пока не понимал полностью.
Этот день стал новым ярким событием для Лиды, он изменил её жизнь. Она сменила грусть радостью. Она придумала реальный план для детей улицы Героев. И, пока рассказывала сказку, сама прикоснулась к золотому зерну бесценной истины.
Она была счастлива.
План Цитадели быстро воплощался. Одной тёмной январской ночью улица Героев опустела, превратившись в город-призрак. Его жители вместе со своими секретными сокровищами исчезли с лица земли...
...По крайней мере, именно так показалось бесстрашной и жестокой объединенной армии Девятки и Центра.